вторник

Фрирайтинг




Шесть секретов фрирайтинга

Секрет № 1: Не прилагайте сверхусилий

Фрирайтинг — это ежедневная рутинная процедура. Расслабиться помогает готовность к нулевому результату. Вернее я настраиваюсь совсем на другой, не количественный, измеряемый результат, а на качественный, выражаемый в ощущениях.

Это ощущение игры. Как пойти на рыбалку. Вы наслаждаетесь природой, тишиной, необычностью обстановки и при этом надеетесь на улов, который затем можете отпустить. Вы не промышляете ради заработка или пропитания. Это азарт, исследование, проверка своих навыков и удачи.

Расслабление — это внимание к текущему состоянию, без страха за отсутствие результата. Думаешь о том, как ты себя ощущаешь, смотришь на почерк. Стараешься изменять его, сравнивать, как влияют твои усилия на выходящий из под пера текст. Пытаешься предугадать каким будет следующее слово, словно это не зависит от тебя.

Так появляется разотождествление, тренируется навык наблюдать за собой «со стороны». Для этого результата как раз и не нужно сверхусилие.

Секреты № 2 и 3: Пишите быстро и непрерывно. Работайте в жестких временных рамках

Фрирайтинг представляется мне рыболовным тралом, заброшенным в наше подсознание. Когда мы пишем быстро и непрерывно, мы словно создаем сеть из строчек, которую мы буксируем в толще наших мыслей, идей, переживаний. Если делать паузы, сеть разрывается, и мы теряем даже то, что написали до этого.

После прочтения «Путь художника», я пробовал писать по полчаса, стараясь выполнить норму в три страницы. Получалось у меня плохо. Я отвлекался, мне становилось скучно. Самостоятельно пришел к решению писать отрезками по 10 минут. Ровно столько я могу удерживать максимальную концентрацию и скорость написания текста. Это не сверхусилие, от которого предлагают отказаться в первом совете.

10 минут для меня — оптимальный отрезок времени, в течение которого я могу сосредоточиться на быстром письме.
Секрет № 4: Пишите так, как вы думаете

Выполнение предыдущей рекомендации не оставляет вам других шансов. Я ограничиваю себя не только по времени, но и по объему, который я должен написать. Ты словно бежишь с горы и только успеваешь отталкиваться и переставлять ноги. Тут не до выбора слов :)

Представляю что разговариваю с самим собой, что мне важно донести суть и никто меня не оценивает. Тем не менее, даже не перечитывая, я замечал слова паразиты. Часто использовал надо, просто, значит. Никак не боролся с этим. Хватило того, что я замечал это во время занятий.

Ведение блога и присутствие в соцсетях выработало у меня подсознательное понимание границ собственной прозрачности и доступности для других. Этот навык помогает не бояться того, что мои записи, кто-нибудь прочитает.

Больше всего мне помог подобранный образ спортивного комментатора. В детстве я любил смотреть хоккейные и футбольные трансляции и даже подражал любимым спортивным комментаторам: Николаю Озерову и Котэ Махарадзе. У меня был катушечный магнитофон. Я выключал звук в телевизоре, включал магнитофон на запись и перевоплощался в комментатора :)

Комментатор старается внимательно следить за происходящим на спортивной площадке, успевая озвучивать действия спортсменов, добавляя эмоции и полезную дополнительную информацию. Писать я стараюсь так же. Только вместо действия, которое я комментирую, — мысли, на которые я обращаю внимание, текст, который выходит из под пера моей ручки, моя реакция на написанное.

Прелесть фрирайтинга в том, что вы одновременно и спортсмен, и зритель, и комментатор. Вы совмещаете три позиции наблюдения, дающие объемную картинку понимания.
Секрет № 5: Развивайте мысль

Пожалуй, самый любимый мой совет, роднящий фрирайтинг с техниками креативности. Выполняю я его следующим образом. Перед началом своей десятиминутки, в начале страницы пишу какой-нибудь вопрос или проблему, в которой хотел бы разобраться. Включаю таймер. Начинаю «всматриваться» в слова.

Если бы я «всматривался» в словосочетание «развивайте мысль», начал бы со второго слова. Мысль, как правило, это какое-нибудь решение, формула, в которую можно подставлять различные переменные. Сигнал, на котором сфокусировано наше внимание, описание превращения его в информацию, последовательность действий и результат, выраженный в полученных изменениях. Значит развивать мысль можно попеременно заменяя каждую составляющую.

Такой подход превращает фрирайтинг не в решение задач с заранее известным ответом, а в исследование, игру. У меня одна идея по заявленной в начале текста мысли сопровождается, развивается в три-пять попутных идей. Каждая из них может стать отправной точкой для письменных исследований, раскрывающих новые возможности.
Секрет № 6: Переориентируйте свое внимание

Заведенный таймер, стремление успеть написать полстраницы пока он не зазвонит, расслабленность и настрой не избавят вас от моментов, когда вы будете ощущать торможение. Мой первый автомобиль, вазовское «зубило», имел обыкновение глохнуть на ходу. Мне надо было успевать быстро повернуть ключ зажигания, чтобы, не выпадая из потока движения, завестись и ехать дальше.

Марк Леви предлагает два ключевых вопроса, переключателя внимания:

— О чем я думал здесь?

— Как можно сказать это по-другому?

В книге приведено еще пара десятков подобных вопросов. Со временем я выработал три своих «толчковых» вопроса. Когда я чувствую, что темп письма падает, спрашиваю себя: «К какой из стоящих передо мной задач это имеет отношение?»

Не выполнять ее, не взяться прямо сейчас, а описать. Фрирайтнг помогает быть более продуктивным за счет описания своих проблем и задач. Лучшая формулировка состоит из описания решений.

Второй «толчковый» вопрос — к какой моей идее, задумке описываемое имеет отношение? Как то, о чем я пишу, может помочь реализовать одну из моих ценностей? Поиск ответа переключает на размышления об имеющихся намерениях, проектах, ценностях. Торможение преодолено :)

Третий вопрос — «Кому описываемое могло бы быть интересно? Кому я мог бы помочь? О чем написать ему?»

Раньше эти три вопроса всегда лежали передо мной, выписанные на листке бумаги. Теперь я автоматически сканирую выписываемый текст по этим трем направлениям: мои задачи и цели, мои идеи и ценности, люди, которые мне дороги и интересны. Такой подход позволяет удерживать скорость и непрерывность при занятий фрирайтингом.

Понимание необходимо только для действия!

Чтобы прочитанное в книге или в моей заметке не стало для вас бесполезным информационным жиром, попробуйте применить советы на себе. Это нетрудно. Заведите таймер, отметьте на листе карандашом конечную точку, где вы должны оказаться через 10 минут. Включайте отсчет времени и просто пишите. Ваша задача заполнить строчками выделенный объем на листе.

Закончили.

Прислушайтесь к себе.
Что вы ощущаете? Вам стало легче?
Вы живы, пока меняетесь. Делайте это осознанно.

По материалам группы "Психология текста"

Комментариев нет: